Вы здесь: Главная > Джаз > Наш джаз: Владимир Фейертаг

Наш джаз: Владимир Фейертаг

Помнится, когда я поздравляла «всесоюзного джазового старосту» с 70-летием по интернету, то получила в ответ: «Спасибо, и не верьте этим цифрам». И я так же не верю: его по-прежнему трудно застать дома в связи с бесконечными приглашениями конферировать фестивали и концерты в самых разных уголках постсоветского пространства.

Роль В. Б. Фейертага в истории и жизни отечественного джаза трудно переоценить. Как не без юмора заметил известный российский переводчик и джазовый критик Юрий Тихонович Верменич:

«Если Петр I когда-то прорубил окно в Европу, то наш маэстро начал активно переправлять через него на советскую сцену множество всяких джазовых иноземцев».

От себя добавлю: и с успехом продолжает делать это по сей день!

С Владимиром Борисовичем я знакома более 10 лет. Помню первое телеинтервью с ним. Когда, невероятно нервничая, я почтительно испросила согласия на разговор перед концертом, он тут же согласился. И, видя мою неуверенность, добавил мягко: «Да не волнуйтесь вы так!

По сравнению с любителями массовой музыки, о джазе знает лишь небольшая горстка людей! Может быть, сегодня станет на одного больше!». И тут же рассказал, как «провалил» интервью с Эллингтоном вопросом «о будущем джаза». Думаю, Фейертаг пристрастил к джазу не одну тысячу «сторонних наблюдателей» своим умением выстраивать комфортабельный путь от музыканта к слушателю. Ибо таким далеко не простым способом общения с залом он владеет в совершенстве: это всегда моноспектакль, яркий фейерверк знаний, опыта и спонтанных импровизаций.

Владимир ФейертагКстати, Фейертаг всегда органичен и запоминаем, где бы ни появлялся. Помню ночной джем после фестивального концерта в Ярославском джаз-клубе. Неожиданно к роялю вышел Владимир Борисович. Взяв пару начальных аккордов, он неспешно повел свой невербальный разговор, к которому тут же подключились контрабасист и барабанщик.

Спустя время я услышала реплику с соседнего столика: «Надо же, он еще и пианист! Играет , как рассказывает: без наворотов и так классно!» Думаю, для многих встреча с Фейертагом это и праздник, и повод к долгим размышлениям. Его высказывания остроумны и афористичны, емки и образны. «Джазовый ансамбль первой половины столетия это дружная команда единомышленников, джаз-группа конца века временный союз исполнителей-индивидуалистов».

Точнее и не скажешь. Или, к примеру, другое, относящееся к середине ХХ века: «Джаз был подобен хорошо забродившему тесту, которое постоянно вылезало из кастрюли, как бы плотно ни закрывалась крышка»

Любопытный факт биографии: получив высшее образование (в 1954 окончил филологический факультет Ленинградского университета по специальности «филолог-германист»), В.Б. Фейертаг начал работать на кафедре иностранных языков в Военно-механическом институте. Параллельно не постыдился поступить в музыкальное училище, дабы на практике пройти все премудрости гармонии и сольфеджио. Хотя, как мне кажется, он уже знал неизмеримо больше. На вопрос, как ему удалось «попасть» в училище ответил:

Пришлось скрыть диплом о высшем образовании, потому что тогда это было запрещено. Смешным фактом стала "тройка" по немецкому на вступительном экзамене (в это время я знал его в совершенстве). Экзамена не было, а куда-то надо было поставить трояк, чтобы не платить стипендию. Окончил училище по классу композиции в 1960 и... смылся, не взяв диплома, потому что работал, а надо было распределяться. Диплом забрал по блату через несколько лет, когда мое имя уже чуть-чуть гремело. Ведь первая брошюра о джазе (с В. Мысовским) вышла в 1960-м.

Вопрос: Наверное, сложно вспомнить все фестивали, которые вы конферировали?

Владимир Фейертаг: Да, легче сказать, где никогда не выступал: Сибирь за Красноярском, Средняя Азия (кроме Алма-Аты), Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск, Уфа, Тверь. Но все равно бывал в этих городах на гастролях либо с Чижиком, либо с «Аллегро», либо с Ленинградским диксилендом. А были города, где я не конферировал фестивали, но вел в течение года или нескольких лет филармонические абонементы (например, Нижний Новгород, Великий Новгород). Дольше всего вел абонементы и фестивали в Питере, Москве, Ярославле, Риге, Донецке, Мурманске, Ростове-на-Дону, Петрозаводске, Днепропетровске, Новокузнецке, Казани

Вопрос: И, конечно же, такая обширная джазовая жизнь нашла отражение в ваших книгах. А какая работа для вас наиболее значима?

Владимир Фейертаг: У меня всего-то пять книг. Первая с Мысовским вообще-то халтура, компиляция. Мы написали ее за момент. Сегодня читать ее иногда стыдно, но ценность ее неоспорима. Она была первой! Статьи и главы в разные вестники, сборники сосчитать не берусь. Самая ценная для меня работа была в издательстве «Советская энциклопедия». Там меня быстро приучили к жуткой лаконичности и точности. Неоценимый опыт. Полюбил работы в справочниках, среди которых Музыкальная энциклопедия (по моему списку в приложение попали 20 джазменов), Музыкально-энциклопедический словарь (статья «Джаз»), лексикон «Эстрада России» (все статьи о джазе) и другие справочники, включая двухтомник чешской «Энциклопедии джаза» и современной популярной музыки».

Трудно сказать, что из «детищ» Фейертага наиболее ценно для нас: книги, просветительская деятельность или педагогическая А может быть, гениальная идея собрать по трем концертам Дюка Эллингтона один большой концерт Духовной музыки, получивший жизнь в Питере, Одессе и Ростове-на-Дону?! Знаем лишь одно: любое задуманное им дело, «обречено» на успех!

Владимир Фейертаг


Источник - info-jazz.ru

Оставить отзыв